В Германии начинается судебный процесс в отношении Cyberbunker
В бункере времен холодной войны в маленьком немецком городке размещались серверы даркнета, которые способствовали незаконной онлайн-деятельности. Группа, предположительно управляющая серверами, находится под следствием. Это крупнейший в истории Германии судебный процесс по киберпреступности.
Восемь человек – четыре голландца, три немца и один болгарин – работали в дата-центре Cyberbunker в заброшенном военном бункере в деревне Трабен-Трарбах.
Им предъявлено обвинение в пособничестве преступникам и подстрекательстве к совершению около 249 000 незаконных онлайн-транзакций, связанных с наркотиками, заказными убийствами, отмыванием денег и жестоким обращением с детьми, на сумму в миллионы евро.
В сентябре 2019 года ключевые участники группы были арестованы.
Бункер – это массивное сооружение (один этаж над землей и четыре под землей), которое было построено во время холодной войны для размещения командного центра НАТО.
После окончания холодной войны бункер перестали использовать, и правительство Германии в конечном итоге продало его Йохану X. в 2013 году.
Йохан пообещал, что его новый ИТ-центр предложит местному сообществу не менее 80 рабочих мест. Он также пообещал создать центр обучения ИТ. Ни одно из его обещаний не сбылось, и среди горожан ходили слухи о том, что он производит наркотики или покупает и продает оружие.
Йохан и другие ответчики обвиняются в том, что они использовали «пуленепробиваемый хостинг» для размещения незаконных веб-сайтов даркнета.
Они с самого начала прямо предлагали клиентам Cyberbunker «пуленепробиваемый хостинг», который позволял получить доступ к даркнету. Cyberbunker позиционировался как сервер, который готов размещать любые сайты, кроме детской порнографии и всего, что связано с терроризмом.
Хотя многие настроены негативно к даркнету из-за того, что там размещаются в том числе такие материалы, исследование British Internet Watch Foundation выяснило, что, что менее 1% изображений с насилием над детьми были доступны через так называемые луковые службы.
Следователи все еще изучают содержимое сотен физических и виртуальных серверов, размещенных в бункере, и говорят, что они пока не нашли контент, не связанный с незаконной деятельностью. Однако по-прежнему возможно, что поставщик услуг хостинга мог не знать о характере онлайн-активности своих клиентов, особенно если он сознательно не интересовался этим.
Пропорция является ключевым вопросом, потому что крупные сервисы интернет-хостинга, такие как Amazon, вполне могут способствовать миллионам случаев незаконной онлайн-активности. Но, учитывая их гигантские размеры, это составляет лишь мизерную часть их услуг. Здесь же похоже на то, что хостинг мог специально рекламировать себя исключительно в кругах, занимающихся незаконной деятельностью.
Адвокаты утверждают, что группа Йохана не знала, какой контент и какие транзакции выполнялись на веб-сайтах, размещенных на серверах бункера.
Но даже если прокуратура сможет доказать, что Йохан X. и его команда знали об этой деятельности, ключевой вопрос судебного разбирательства в том, имеет ли интернет-провайдер право и обязанность как-то действовать на основании этой информации.
К слову, Германия – это страна, где конфиденциальность данных строго оберегается: даже электронные способы оплаты по-прежнему не слишком распространены отчасти из-за опасений по поводу сбора данных.